Почерк-поэзия души. С уважением о педагоге-наставнике...

Почерк-поэзия души. С уважением о педагоге-наставнике...



МБОУ «Ахматовская средняя общеобразовательная школа»
с. Ахматово Алатырского муниципального округа Чувашской Республики.
 
ПОЧЕРК - ПОЭЗИЯ ДУШИ.
      Проблемы, проблемы, проблемы… У меня есть проблема. Я уверена, что она есть и у вас. Это проблема правильного письма. Хороший почерк — это одна из самых важных и распространённых школьных проблем. Следует отметить, что неаккуратный почерк — это удел не только младших классов. Порой даже старшеклассники сами не в состоянии прочитать то, что написали. Между тем, освоение письма — это сложный, многоступенчатый процесс. Каллиграфия — это особый вид изобразительного искусства, искусства красивого письма. В современном мире письмо от руки отходит на второй план, уступая место компьютерной технике и различным гаджетам. Учителю важно донести до учащегося, что красивый почерк — это и показатель положительных внутренних качеств человека. Красивый почерк — это признак аккуратного человека. Почерк   -   поэзия души. Прочитав заголовок, первое, что приходит в голову – это каллиграфия. Но я в это поэтическое название вкладываю и другой смысл.
                                                                                                                Я люблю усталый шелест
                                                                                                            Старых писем, дальних слов...
                                                                                                В них есть запах, в них есть прелесть
                                                                                                                             Умирающих цветов.
                                                                                                               Я люблю узорный почерк —
                                                                                                             В нём есть шорох трав сухих.
                                                                                                           Быстрых букв знакомый очерк
                                                                                                               Тихо шепчет грустный стих.
М. Волошин.
       Проанализировав стихотворение Максимилиана  Волошина, я поняла, что проработав много лет в школе учителем, и в дальнейшем, уходя на заслуженный отдых, они оставляют в школе определенный след - Почерк. Это воспоминания на всю оставшуюся жизнь.
Вспоминаю, придя на работу в школу в далеком 1986 году, не владея большим опытом, я стала наблюдать за работой своего наставника, которого мне тогда назначили - Горюновой Любовью Михайловной. В первые годы работы я видела, что мои ученики пишут  неаккуратно, неразборчиво. А таких, которые писали хорошо, было мало. Хотя я сама пишу красиво, у меня прекрасный каллиграфический почерк. Но передать это своим ученикам я не могла. Я задалась вопросом: почему я сама умею писать красиво, я детей научить не могу? Стала посещать уроки своих старших товарищей с целью обмена опытом, изучала их методики. И тогда стало понятно. Так, например, у Горюновой Л. М., где в классе из 18 учеников было 15 мальчишек, тетради были, аккуратные, опрятные, с красивым каллиграфическим почерком. Она даже устраивала выставки из обычных рабочих тетрадей учеников под названием: «Лучшие тетради». Меня это очень волновало, я тоже хотела, чтобы мои ученики были такими же. Стала изучать опыт  учителей - новаторов.
Горюнова Любовь Михайловна, как и я, закончила Канашское педагогическое училище и в 1971 году была направлена в родную школу. Она творчески работающий педагог, постоянно в поиске методических и педагогических идей, победитель в районном фестивале методических идей в номинации «Сердце отдаю детям». Министерство образования РФ, ЦК профсоюзов работников образования и науки РФ наградили Горюнову Л. М, значком «Отличник народного просвещения». Но самая главная награда - это её выпускники, их нескончаемая любовь и уважение к первой учительнице. Они часто приглашают её на юбилейные встречи. Сейчас Любовь Михайловна на заслуженном отдыхе, но до сих пор она в курсе всех наших дел. Я давно собиралась написать статью или очерк о ней. Но вот только спустя много лет, когда Профсоюз образования объявил республиканский конкурс «Пишет первичка» пришло время рассказать о некоторых вехах её жизни.
…Ступил на землю желтолистый сентябрь. Снова распахнула свои двери сельская школа. Сели за парты любознательные ученики. Они готовы к плаванию по неизвестным морям, к путешествиям по неизвестным странам, вторжению в тайны изучаемых наук. И если учитель желает, чтобы этот поход для них был занимательным, ему всегда нужно помнить: он призван не просто наделять мальчишек и девчонок новыми знаниями, но и воспитывать в них черты будущих граждан своей Отчизны.
Понимая эту азбучную истину, и начала  Любовь Михайловна первые шаги в родной школе. Ребята как ребята, очень разные - то тихие, то шумные, то задумчивые, то непоседливые. Присматриваешься к ним ближе – замечаешь в них до удивления общие черты характера, объединяющие разноголосую публику в одну семью. За годы работы успела выучить много выпусков начальной школы и достойно проводить их в среднее звено. Сосчитать бы сколько десятков детей научила Любовь Михайловна каллиграфически правильно писать, выразительно и бегло читать, быстро и правильно решать, осмысленно говорить и логически мыслить. Из воспоминаний: «…раньше в классах обучалось по 30 учеников. Были трудности и, конечно, моменты неудач, но не сидели сложа руки, а старались всем одинаково уделять внимания, дать теплоту и частичку любви. Родители уважали и любили Любовь Михайловну и были очень довольны, что их малыши учатся именно у неё. Среди таких счастливчиков оказалась и я. С тех пор прошло 40 лет, но я до сих пор помню её добрый взгляд, нежную улыбку, тихий уравновешенный голос. Помню, как с нетерпением ждали её прихода в школу и каждое утро бежали к ней навстречу, как интересно было с ней на уроках, как на перемене дружно играли в «Кошки-мышки», как часто ходили в лес на экскурсию…Всего не перечислишь! Она была для меня примером для подражания. Именно  благодаря ей и у меня в детстве зародилось желание - непременно стать учителем начальных классов. И я об этом нисколько не жалею, наоборот, говорю огромные слова благодарности первому путеводителю в страну Знаний. Любовь Михайловна была моим наставником дважды. Второй раз, когда она собиралась на заслуженный отдых, директор школы поручила ей обучить меня профсоюзной работе. В настоящее время я являюсь председателем профкома школы. А до этого была Любовь Михайловна – человек с активной жизненной позицией. Сколько хорошего она сделала для коллектива, для каждого члена профсоюза. Профсоюз - наша сила. Я это поняла четко.  Сейчас уже и я в профсоюзе 41 год. Из них 13 лет являюсь председателем самой любимой и родной Ахматовской школы.
Ценность настоящей статьи определяется тем, что она будет полезна всем: учителям, родителям, обучающимся, общественности. Я говорю  «Спасибо» моему наставнику – Горюновой Л. М. за опыт, который она мне дала. Вместе мы  проработали более 20 лет. Я рада, что в моей жизни был такой «компас», как Любовь Михайловна. Я многому у нее научилась, а теперь сама могу стать наставником молодых. Если моя помощь понадобится кому то из молодых специалистов, то я с радостью  помогу.  А.С. Макаренко говорил: «Я убедился, что, как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, то никогда не будет хорошим педагогом; я сам учился у более старых педагогов».
2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Он приурочен к 200-летию со дня рождения основоположника российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского.  От своего имени в Год педагога и наставника я хочу пожелать своей учительнице и своей коллеге Горюновой Любови Михайловне крепкого здоровья на долгие годы, душевного тепла и спокойствия. Спасибо вам за  прекрасный почерк, который вы оставили после себя.
Автор -  Туйцына Л. И. – учитель начальных классов